Государственное бюджетное учреждение
дополнительного профессионального педагогического образования
центр повышения квалификации специалистов
«ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
Московского района Санкт-Петербурга

С 1 июля 2014 года  ИМЦ  Московского района Санкт-Петербурга является районной экспериментальной  площадкой по теме: «Становление институциональных механизмов управления качеством образования в системе образования Московского района Санкт-Петербурга».  Опытно-экспериментальная деятельность  ИМЦ Московского района СПб реализуется в  рамках решения задач, обозначенных в Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 гг. «Петербургская школа 2020» в направлении «Качество образования».  

 "Нам никогда не трансформировать господствующую систему управления, не изменив господствующую систему образования. Они составляют  единую систему". (д-р Эдвардс Деминг)

Актуальность  темы ОЭР связана с  необходимостью выстраивания в системе образования Московского района эффективных механизмов общественного участия в управлении качеством  образования, ориентированных на запрос целевых групп образования:  обучающихся, их родителей, социальных и сетевых партнеров, бизнеса, органов управления и т.д. ОЭР направлена   на развитие вариативных моделей государственно-общественного управления  в районной системе образования и повышение эффективности управления изменениями на основе использования кластерной политики и институционального подхода к управлению качеством образования.

Обоснованность ОЭР: Становление институциональных механизмов управления качеством образования призвано решить вопросы операционализации развития систем, так как ключевыми игроками в создаваемом  варианте управления должны стать  профессиональные сообщества,  общественные управляющие, общественные наблюдатели и  иные целевые группы.

Перечисленные новации отражают ключевую проблему развития системы образования районного уровня, связанную с необходимостью создания  эффективной модели управления качеством образования, основанной на развитии общественного потенциала влияния на качество образования и механизмы формирования общественного заказа к результатам образования,

  • элементы которой  будут связаны особыми сетевыми и партнерскими способами взаимодействия,
  • результаты образования, оформленные в рамках конвенциальных соглашений,  будут ориентированы на социально-значимые и профессионально-ориентированные  критерии качества выпускников образовательных организаций,
  • ресурсом которой будет являться потенциал системно-деятельностного подхода в профессиональной педагогической деятельности, ориентированной на потребителя образовательных услуг;
  • механизмом  развития которой станет  профессиональный и общественный потенциал институциональных изменений,
  • основанием для моделирования  которой будут  ключевые характеристики регионального рынка труда и рынка образовательных услуг.

Новизна подхода к созданию эффективной модели управления качеством образования в районной системе связана с новым содержанием и структурой самого понятия «качество образования», смысл которого связывается с:

  • социально-значимыми образовательными результатами выпускников, среди которых навыки, умения и способности человека реализовать свой потенциал на рынке образовательных услуг и рынке труда;
  • новыми формами взаимодействия педагогов в системе профессионального развития и повышения квалификации;
  •  открытостью системы образования, ориентированной на социальный заказ и саморегулирование;
  • необходимостью становления  общественного потенциала  развития системы образования Московского района и вариативных моделей государственно- общественного управления,
  • а также со способностью системы производить «продукт», значимый с точки зрения развития современного рынка труда, то есть выпускника, обладающего такими качествами образования, которые  обеспечат ему успех.

Задачи ОЭР:

1.         Создание механизмов включения профессиональных сообществ, сообществ родителей обучающихся  в процессы  развития   и модернизации образовательных систем.

2.         Формирование модели взаимодействия, управления и координации деятельности педагогов   и родительской общественности на основе организационной модели территориальных и тематических кластеров.

3.         Институциональное обеспечение управления взаимодействием педагогов и родителей.

4.         Развитие  инновационной инфраструктуры Московского района на основе сетевых инновационных проектов и программ, заказчиками которых являются родительская общественность.

Основная идея эксперимента

Ведущей идеей  проекта ОЭР является  институциональное решение  проблемы  управления качеством образования в Московском  районе  как управление  программой  развития территориальных  и тематических кластеров, смыслом  деятельности которых является реализация  группового сетевого или иного инновационного проекта или Программы  по запросу потребителя, то есть участвующей в управлении качеством образования  общественности. Инновационный проект реализуется в рамках сетевого взаимодействия и является инвестиционным проектом, обеспечивающим включенность педагогов и родителей в систему конвенциальных соглашений, задающих ориентиры качества образования.

Таким образом, ведущей идеей  проекта ОЭР является  институциональное решение  проблемы  управления качеством образования в Московском  районе  как управление  взаимодействием, управление  инновационными социально-значимыми проектами  и программами на основе использования  инструмента кластерной политики. 

Гипотеза исследования. В результате опытно-экспериментальной работы будет создана организационно-содержательная модель управления качеством образования на основе характеристик регионального рынка труда и рынка профессиональных образовательных программ в Вузах и колледжах, востребованных выпускниками образовательных организаций района. Кластерно-институциональный характер модели позволит обеспечить инновационное развитие системы образования за счет  усиления общественного потенциала реализуемых программ и проектов, за счет программ развития кластеров как основных институциональных механизмов управления качеством образования. 

Цель (и) эксперимента: создать и апробировать на практике институциональные механизмы управления качеством образования,  основанные на:

-кластерно-институциональном принципе управления  коммуникациями в профессиональных сообществах  и целевых группах  партнеров;

-особой роли общественных управляющих в образовательных организациях, решающих проблемы эффективных коммуникаций и операционализации запроса родителей на качество образования;

- общественном потенциале решения проблемы качества подготовки выпускников  на основе социального заказа и  деятельности общественных управляющих организаций;

-неформальных формах профессионального развития педагогов, реализующих проекты и программы под заказ потребителей (с учетом характеристик  рынка профессиональных программ и рынка труда).

ОЭР