Государственное бюджетное учреждение
дополнительного профессионального педагогического образования
центр повышения квалификации специалистов
«ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
Московского района Санкт-Петербурга

 

Текстовые материалы

В данной рубрике сформирован перечень статей, стенограмм выступлений, а также научно-методических и методических материалов в области разработки, апробации и внедрения профессионального стандарта.

ОБЗОР РАЗВИТИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПО ВОПРОСУ ВНЕДРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Федеральным законом от 03 декабря 2012 г. №236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс российской Федерации» были введены нормы о профессиональных стандартах в ТК РФ, введена статья о квалификации работника. В соответствии с внесенными изменениями введены следующие понятия: квалификация работника» и «профессиональный стандарт».

Под квалификацией работника понимается уровень знаний, умений, профнавыков и опыта работы.

Понятие(термин) «профессиональный стандарт» трактуется как характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления профессиональной деятельности.

Данный закон определил, что, порядок разработки, утверждения и применения стандартов установит Правительство РФ, а также определит правила установления тождественности названий должностей, профессий и специальностей единых тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих наименованиям из стандартов.

Стандарты должны будут учитываться при тарификации работ и присвоении тарифных разрядов. То же касается установления тарифных систем оплаты труда и систем оплаты труда работников муниципальных и госучреждений.

Одновременно в Федеральном законе «О техническом регулировании», статья 1, было закреплено, что его действие не распространяется на профессиональные стандарты.

Федеральным законом от 02.05.2015 N 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в РФ" установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции и профессиональных стандартов. Закон изменил название целого раздела IX Трудового кодекса РФ "Квалификация работника, профессиональный стандарт, подготовка и дополнительное профессиональное образование работников" и ввел сразу две новых статьи - 195.2 ТК РФ и 195.3 ТК РФ. Статьи регламентируют порядок разработки и применения профессиональных стандартов в РФ.

Так, согласно ст. 195.2 ТК РФ Правительство Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений устанавливает порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов, а также устанавливает тождественность наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах.

Кроме того, ТК РФ урегулирует вопрос применения профессиональных стандартов работодателями. Так, если ТК РФ и/или другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда (ст. 195.3 ТК РФ).

Для педагогических, инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции в образовательной организации, такие требования установлены федеральным законом (ч. 1 ст. 46; ч. 1, 2 ст. 52 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Для указанных категорий работников применение профессиональных стандартов в части требований к квалификации обязательно.

Категории работников, для которых предусмотрено требование к квалификации:

Категория работников чем предусмотрено
главные бухгалтеры в открытых акционерных обществах, страховых организациях, негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов и иных организациях, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах, органах управления государственных внебюджетных фондов, в том числе территориальных ч. 4 ст. 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ
медицинские работники ст. 69 Закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ
педагогические работники ст. 331 ТК РФ, ст. 46 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
инженерно-технические, административно-хозяйственные, производственные, учебно-вспомогательные, медицинские и иные работники, осуществляющие вспомогательные функции в образовательных организациях ст. 52 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
работники в сфере госзакупок в рамках Закона № 44-ФЗ ч. 6 ст. 38, ч. 23 ст. 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ

Также следует учитывать действующие требования к педагогическим должностям в соответствии с ЕКС работников образования:

Учитель
Образование ВПО, СПО по направлению подготовки «Образование и педагогика», или ВПО, СПО в области, соответствующей преподаваемому предмету, или любое ВПО, СПО и ДПО по направлению деятельности в образовательном учреждении
Дополнительное требование Отсутствует
Воспитатель
Образование ВПО, СПО по направлению подготовки «Образование и педагогика» или любое ВПО, СПО и ДПО по направлению подготовки «Образование и педагогика»
Дополнительное требование Отсутствует
Педагог-организатор
Образование ВПО, СПО по направлению подготовки «Образование и педагогика» или ВПО, СПО в области, соответствующей профилю работы
Дополнительное требование Отсутствует
Социальный педагог
Образование ВПО, СПО по направлению подготовки «Образование и педагогика» или ВПО, СПО по направлению подготовки «Социальная педагогика»
Дополнительное требование Отсутствует
Учитель-дефектолог
Образование ВПО в области дефектологии
Дополнительное требование Отсутствует
Учитель-логопед
Образование ВПО в области дефектологии
Дополнительное требование Отсутствует
Педагог-психолог
Образование ВПО, СПО по направлению подготовки «Педагогика и психология» или любое ВПО, СПО и ДПО по направлению подготовки «Педагогика и психология»
Дополнительное требование Отсутствует
Старший воспитатель
Образование ВПО по направлению подготовки «Образование и педагогика»
Дополнительное требование Стаж работы в должности воспитателя не менее 2 лет
Тьютор
Образование ВПО по направлению подготовки «Образование и педагогика»
Дополнительное требование Стаж педагогической работы не менее 2 лет
Педагог-библиотекарь
Образование ВПО педагогическое или ВПО библиотечное
Дополнительное требование Отсутствует
Старший вожатый
Образование Любое ВПО, СПО
Дополнительное требование Отсутствует
Педагог дополнительного образования
Образование ВПО, СПО в области, соответствующей профилю клубного или иного детского объединения (кружка, секции, студии), или ВПО, СПО и ДПО по направлению «Образование и педагогика»
Дополнительное требование Отсутствует
Старший педагог дополнительного образования
Образование Любое ВПО
Дополнительное требование Стаж педагогической работы не менее 2 лет
Музыкальный руководитель
Образование ВПО, СПО по направлению подготовки «Образование и педагогика»
Дополнительное требование Профессиональное владение техникой исполнения на музыкальном инструменте
Концертмейстер
Образование ВПО, СПО музыкальное
Дополнительное требование Профессиональное владение техникой исполнения на музыкальном инструменте
Инструктор по физической культуре
Образование ВПО, СПО в области физкультуры и спорта или ВПО, СПО и ДПО в области физкультуры и спорта, доврачебной помощи
Дополнительное требование Отсутствует
Методист
Образование Любое ВПО
Дополнительное требование Стаж работы по специальности не менее 2 лет
Старший методист
Образование Любое ВПО
Дополнительное требование Стаж работы в должности методиста не менее 2 лет
Инструктор-методист
Образование ВПО в области физкультуры и спорта или ВПО по направлению подготовки «Образование и педагогика» и ДПО в области физкультуры и спорта
Дополнительное требование Отсутствует
Старший инструктор-методист
Образование ВПО в области физкультуры и спорта
Дополнительное требование Стаж работы в должности методиста или инструктора-методиста не менее 2 лет
Инструктор по труду
Образование Любое ВПО, СПО
Дополнительное требование Отсутствует
Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности
Образование Любые ВПО и ПП по направлению подготовки «Образование и педагогика», или любые ВПО и ПП по направлению подготовки «Гражданская оборона», или любое СПО по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж работы по специальности не менее 3 лет, или любое СПО по направлению подготовки «Гражданская оборона» и стаж работы по специальности не менее 3 лет, или СПО военное и ДПО в области образования и педагогики и стаж работы по специальности не менее 3 лет
Дополнительное требование Отсутствует
Тренер-преподаватель
Образование ВПО, СПО в области физкультуры и спорта или ВПО, СПО и ДПО в области физкультуры и спорта
Дополнительное требование Отсутствует
Старший тренер-преподаватель
Образование ВПО в области физкультуры и спорта
Дополнительное требование Стаж работы по специальности не менее 2 лет
Мастер производственного обучения
Образование ВПО, СПО в области, соответствующей профилю обучения и ДПО по направлению подготовки «Образование и педагогика»
Дополнительное требование Отсутствует

Однако, для применения профессионального стандарта к определенной должности необходимо не только требование о его применении, но и наличие разработанного, утвержденного идействующегопрофессионального стандарта.

Приводим список принятых профессиональных стандартов педагогических работников в сфере общего образования:

Наименование Профстандарта Возможные наименования должностей Утверждающий документ Дата, с которой официально начинает применяться Профстандарт*
1 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) Воспитатель; Учитель. Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н 1 января 2017 г.**
2 Педагог-психолог (психолог в сфере образования) Психолог; Педагог-психолог; Психолог образовательной организации. Приказ Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н 1 января 2017 г.
3 Педагог дополнительного образования детей и взрослых Педагог дополнительного образования; Старший педагог дополнительного образования; Тренер-преподаватель; Старший тренер-преподаватель; Преподаватель; Методист; Педагог-организатор. Приказ Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 613н 1 января 2017 г.

Приводим принятые профессиональные стандарты непедагогических работников (в таблице ниже приведены профессиональные стандарты по должностям, которые могут быть введены в штатное расписание образовательной организации для выполнения поставленных задач или профстандарты нормы которых могут учитываться при организации деятельности ОО.):

Наименование профстандарта Возможные наименования должностей, предусмотренные профстандартом Утверждающий документ
1 Сопровождающий инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и несовершеннолетних Сопровождающий спортсмена-инвалида первой группы инвалидности. Сопровождающий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Сопровождающий несовершеннолетних лиц. Сопровождающий несовершеннолетних спортсменов Приказ Минтруда России от 16 ноября 2015 г. № 871н
2 Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией Секретарь-администратор. Делопроизводитель. Секретарь руководителя. Помощник руководителя Приказ Минтруда России от 6 мая 2015 г. № 276н
3 Специалист по управлению персоналом Специалист по кадровому делопроизводству. Специалист по документационному обеспечению работы с персоналом. Специалист по документационному обеспечению персонала. Специалист по персоналу. Специалист по подбору персонала. Менеджер по персоналу. Специалист по оценке и аттестации персонала. Специалист по развитию и обучению персонала. Специалист по развитию карьеры персонала. Специалист по нормированию и оплате труда. Специалист по организации и оплате труда. Специалист по компенсациям и льготам. Специалист по социальным программам. Специалист по работе с представительными органами работников. Специалист по корпоративной социальной политике. Руководитель структурного подразделения. Начальник структурного подразделения. Вице-президент по управлению персоналом. Директор по персоналу. Директор по управлению персоналом. Заместитель генерального директора по управлению персоналом Приказ Минтруда России от 6 октября 2015 г. № 691н
4 Бухгалтер Бухгалтер. Главный бухгалтер Приказ Минтруда России от 22 декабря 2014 г. № 1061н
5 Эксперт в сфере закупок Консультант по закупкам. Старший специалист по закупкам. Контрактный управляющий. Эксперт по закупкам. Заместитель руководителя/директора (управления, департамента, организации). Руководитель/директор (управления, департамента, организации). Руководитель контрактной службы Приказ Минтруда России от 10 сентября 2015 г№ 626н
6 Специалист в сфере закупок Специалист по закупкам. Работник контрактной службы. Контрактный управляющий. Старший специалист по закупкам. Консультант по закупкам. Ведущий специалист. Заместитель руководителя подразделения. Руководитель подразделения. Руководитель контрактной службы. Советник. Заместитель руководителя. Руководитель Приказ Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 625н
7 Работник по обеспечению охраны образовательных организаций Охранник 4-го разряда. Охранник 5-го разряда. Охранник 6-го разряда. Дежурный оперативный. Начальник охраны (объекта, участка) Приказ Минтруда России от 11 декабря 2015 г. № 1010н
8 Повар Помощник повара. Младший повар. Повар. Шеф-повар. Бригадир поваров. Заведующий производством. Управляющий производством Приказ Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 610н

Предусмотренные Федеральным законом от 02.05.2015 N 122 изменения в ТК РФ вступают в силу с 01 июля 2016 года!

Однако следует учесть, что в некоторых разработанных профессиональных стандартах педагогических работников общего образования содержится указание, что данные стандарты применяются с 1 января 2017 г., а также сроки, указанные в графике разработки и применения профессиональных стандартов в сфере образования и науки на 2015-2018 годы ( приложение 2 кприказу от 27 мая 2015 года N 536 «Об организации в Министерстве образования и науки Российской Федерации работы по разработке и применению профессиональных стандартов в сфере образования и науки на 2015-2018 годы»)

Следовательно, в образовательных организациях применение всех профессиональных стандартов педагогических работников пока не обязательно. Многие профессиональные стандарты не являются действующими в силу условий самих профессиональных стандартов.

Исключением из данного правила являются пилотные регионы, в которых проводится апробация. Применение в таких регионах профессиональных стандартов регулируется отдельно с учетом графика апробации, утвержденного приказом Минобрнауки России от 27 мая 2015 г. № 536 .

В 2016 году в пилотных регионах будет осуществляться апробация профессиональных стандартов в сфере образования (Письмо Минобрнауки России от 02.11.2015 N АК-3192/06 "О пилотном введении профессиональных стандартов")

Обязательность применения требований профессиональных стандартов не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя!

Однако для ряда учреждений уточнен порядок их применения вПостановление Правительства Российской Федерации от 27.06.2016 № 584 "Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности"

Подписанным постановлением установлено, что профессиональные стандарты в государственных и муниципальных организациях должны применяться поэтапно на основе утверждённых ими с учётом мнений представительных органов работников планов по организации применения профессиональных стандартов. Реализация планов должна быть завершена не позднее 1 января 2020 года.

Пояснение о том, как внедрить профессиональные стандарты:

В государственных и муниципальных учреждениях профессиональные стандарты применяйте поэтапно.

Чтобы внедрить профессиональные стандарты, разработайте план. План согласуйте с профсоюзом (при наличии) (п. 1 постановления Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584).

Уже в настоящее время в Учреждениях должны осуществляться мероприятия по поэтапному внедрению профессиональных стандартов, в связи с чем должен проводится анализ профессиональных компетенций сотрудников с целью определения плана их профессиональной переподготовки в рамках бюджета на 2016-2017 годы.

В план рекомендуют включить следующую информацию:

список профессиональных стандартов, которые будут применяться.

Составляйте список с учетом профессиональных стандартов педагогических работников общего образования, которые утверждены Минтрудом России. Также учитывайте профессиональные стандарты по иным (непедагогическим) должностям;

сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников.

Для того чтобы получить эти сведения, проведите анализ квалификационных требований профессиональных стандартов. Проанализируйте кадровый состав учреждения;

сведения о мероприятиях по образованию и обучению;

этапы применения профессиональных стандартов;

перечень локальных нормативных актов и других документов, которые необходимо изменить с учетом положений профессиональных стандартов.

В перечень включите документы по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников.

Завершите выполнение плана мероприятий до 1 января 2020 г. (п. 2 постановления Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584).

 

Напоминаем, что профессиональные стандарты разрабатываются согласно статье 195.2 Трудового кодекса Российской Федерации, для применения:

- работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления, при этом обязательность применения требований профессиональных стандартов установлена для случаев, предусмотренных статьями 57 и 195.3 ТК РФ, и не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя;

- образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;

- при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Если не соблюдены обязательные требования законодательства по применению профессиональных стандартов, то работодателю может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений. Также он может быть привлечен к административной ответственности.

Следует отметить, что в связи с применением профессиональных стандартов, обязанности сотрудников автоматически изменяться не будут. Применение профстандартов не может являться основанием для расторжения трудовых отношений между работником и работодателем.

 

Для внедрения профстандарта педагога, определен перечень документов, разработка, утверждение и применение которых позволит образовательным организациям перейти на работу в условиях действия профстандарта педагога:

  • Дифференцированные уровни квалификаций профессионального стандарта

  • Требования к формированию ФГОС ВО по УГСН образование педагогические науки.

  • Рекомендации по оценке и самооценке квалификаций с учетом нового законопроекта.

  • Модель экзамена на определение квалификационного уровня педагога (учитель, воспитатель).

  • Положения порядка аттестации, основанные на профстандарте педагога.

  • Проект новой номенклатуры должностей педагогических работников

  • Примерные документы (примерный трудовой договор с педагогом, примерные должностные инструкции, рекомендации руководителю по оплате труда) и рекомендации по их составлению и применению на разных уровнях.

Документы находятся в разработке!

Также ПЛАНИРУЕТСЯ сформировать федеральную базу данных контрольно-измерительных материалов!

Органом, уполномоченным давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов, является Министерство труда Российской Федерации. Поэтомудля более полного понимания введенных в действие правовых норм по данному вопросу следует ознакомиться с информацией Минтруда России по вопросам применения профстандартов, направленной письмом Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/В-2253. В указанном письме Министерство подготовило разъяснения по типовым вопросам, связанным с применением профстандартов.

 

№ п/п

Тип

Наименование

Ссылка на материал

1.  Научная статья  Забродин Ю.М., Ямбург Е.А., Гаязова Л.А. О разработке профессионального стандарта педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) (пояснительная записка к профессиональному стандарту)// Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2013. №2. – С. 5–21. Портал  psyjournals
2.  Научная статья  Забродин Ю.М., Гаязова Л.А. Стандарт профессиональной деятельности педагога: проблемы общественно-профессионального обсуждения // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. №3  Портал  psyjournals
3.  Стенограмма совещания  Совещание по вопросу «О ходе модернизации региональных систем общего образования» от 07.11.2012 г.  Минобрнауки
 4. Инструктивное письмо  О внедрении профессионального стандарта педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) от 17.07.2014 №03-06/068  Письмо
5.  Концепция  Концепция поэтапного внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога  (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)/ приложение 1 к письму от 17.07.2014 №03-06-068  Концепция
6.  Методические рекомендации  Методические рекомендации по поэтапному экспериментальному внедрению стандарта профессиональной деятельности педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)/ приложение 2 к письму от 17.07.2014 №03-06-068  Методические рекомендации
7.  Разработка  Описание предложений по модернизации содержания педагогического образования на основе стандарта профессиональной деятельности педагога / приложение 3 к письму от 17.07.2014 №03-06-068  Разработка
8. Оценочный инструментарий Оценочные листы для проведения на базе 21 cтажировочной площадки общественно-профессиональной оценки требований к модернизации содержания педагогического образования Оценочный инструментарий