Государственное бюджетное учреждение
дополнительного профессионального педагогического образования
центр повышения квалификации специалистов
«ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
Московского района Санкт-Петербурга
  • »
  • »
  • Пост-релиз районного научно-методического семинара «Обучение каллиграфии младших школьников: традиции и новые практики»

Пост-релиз районного научно-методического семинара «Обучение каллиграфии младших школьников: традиции и новые практики»

29 октября 2018 года на базе школы №594 Московского района состоялся научно-методический семинар для учителей начальных классов «Обучение каллиграфии младших школьников: традиции и новые практики». Во вступительной части семинара выступили: с приветствием гостям - директор школы № 594 Агафонова Наталья Владимировна; с кратким статистическим обзором целевой аудитории семинара и приветственным словом к участникам - заместитель директора по УВР школы № 594 Махова Александра Ивановна; с сообщением «Значение каллиграфии в обучении письму младших школьников» выступила методист по начальному общему образованию ИМЦ Московского района Подозерова Ольга Владимировна; со своим представлением об «Обучении каллиграфии как ресурсе развития и воспитания» участников семинара познакомила доктор педагогических наук, кандидат филологических наук, профессор кафедры философии, религиоведения и педагогики РХГА, руководитель НПЦ «Арт логос» Синичкина Наталия Евгеньевна; об истории конкурса каллиграфии и видах конкурсных заданий рассказала учитель начальных классов школы №594 Вербова Мария Львовна («20 лет конкурсу каллиграфии»). Выступающими были обозначены смысловые акценты работы над каллиграфией учащихся, предложены к обсуждению различные способы мотивации детей, обсуждены прогнозы развития письма рукой вообще и каллиграфии в этой связи. Намечены перспективы работы в этом направлении.

В рамках работы семинара гости посетили открытые мастер-классы, организованные по секциям. Всего работали 4 секции:

«Использование электронных ресурсов при обучении каллиграфии». Руководители: учителя начальных классов высшей квалификационной категории школы №594 Марина Ивановна Щеколдина, Ольга Викторовна Денисова. Гостей познакомили с сайтами сети Интернет, использование которых поможет учителю не только подготовить интересные виды заданий для детей, но и распечатать раздаточный материал необходимый для постановки руки младшего школьника. «Фольга и пластилин как вспомогательные средства обучения каллиграфическому письму в период обучения грамоте». Руководители: молодые специалисты, учителя начальных классов школы №594 Мария Андреевна Бычкова, Галина Дмитриевна Сорокина. Каждый участник секции имел возможность вылепить элементы буквы и создать букву из пластилина, пополнить свою методическую копилку пошаговой инструкцией о том, как изготовить объёмную букву из мятой фольги.

«Каллиграфия – искусство совершенства», руководитель: учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории школы №351 Елена Владимировна Козлова и учитель начальных классов школы №594 Светлана Алексеевна Быковская. Гости познакомились теоретически с приёмами обучения пятиклассников каллиграфическому письму пером и тушью, попробовали свои силы в создании своего каллиграфического фрагмента (это стали буквы, петли, слова, девиз).

«Каллиграфия во внеурочной деятельности». Руководители: учитель технологии, учитель русского языка высшей квалификационной категории школы №594 Татьяна Николаевна Кравцова и учитель начальных классов высшей квалификационной категории школы №594 Ирина Анатольевна Ефимова. На примере фрагмента внеурочного занятия-экскурсии гости познакомились с монограммой и вензелем, научились их видеть в городском пространстве и различать, а потом представили себя на уроке технологии и создали свой вензель на тарелке.

Также воспитатели ГПД и учителя, работающие индивидуально на дому с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья подготовили стендовые доклады «Обучение каллиграфии детей с ОВЗ»: Марина Викторовна Бороздина, воспитатель ГПД, высшая категория; Ирина Валентиновна Сорокина, учитель русского языка, первая категория; Золина Наталья Ивановна, учитель начальных классов, первая категория; Елена Николаевна Занина, учитель начальных классов, первая категория; Ольга Михайловна Денисова, воспитатель ГПД, первая категория; Алексей Геннадьевич Модестов, преподаватель-организатор ОБЖ, первая категория. Здесь гостей ждала не только выставка детских работ и рассказ об особенностях формирования красивого почерка у детей с различными заболеваниями, но и предлагалось принять участие в практическом исследовании «Какой моделью ручки писать удобнее? И почему?». Работа каждой секции строилась как выступление руководителя, затем гости выполняли творческую работу, применяя полученные знания на практике, обсуждали методические аспекты предложенных видов работы над каллиграфией.

Итоги семинара подвели Синичкина Наталья Евгеньевна, Подозёрова Ольга Владимировна и Махова Александра Ивановна. В работе семинара приняли участие 87 специалистов ОУ (учителя начальных классов, учителя-логопеды, методисты, заместители директора по УВР).

Контактные лица:
Кузьмин Дмитрий Александрович, заместитель директора ИМЦ (417-36-88)
Подозерова Ольга Владимировна, методист ИМЦ (241-37-92)