- Главная »
- Грани таланта
Грани таланта
Список разделов
Грани таланта
Образовательное пространство развития одаренности детей
(опыт проектирования системы условий в Московском районе Санкт-Петербурга)
«Грани таланта»
Где нет простора для проявления способности,
там нет и способности.
Л.Фейербах
Каждый ребенок талантлив по-своему….
Вместе с тем, анализируя проблемы теорий одаренности, можно обратить внимание, что в них определены разные целевые группы одаренных детей, и как следствие, в образовательной практике существует ориентация на развитие специальных способностей детей (школы повышенного уровня, учреждения дополнительного образования, учреждения культуры и спорта, общественные организации), с одной стороны, с другой – формирование системы работы по поддержке достижений детей (поддержка олимпиадного и конкурсного движения, соревнований и состязаний, стимулирование разнообразных достижений).
Одаренность и талант в зеркале теорий поколений >>>
Если же мы исходим из важности развития личностного потенциала каждого ребенка, независимо от целевой группы, важности социализации, формирования ответственности и опыта выбора, то акцент делается на создание вариативных, преемственных и динамично изменяющихся условий, развивающих личность.
Следовательно, выстраивая системную работу по научно-методическому сопровождению процессов развития одаренных детей в образовательном пространстве района, необходимо решить следующие задачи:
1. Обеспечить системность деятельности образовательных организаций, рефлексивное обобщение, представление и распространение опыта.
2. Сформировать целостное образовательное пространство, создающее условия для развития личности ребенка как предпосылку формирования разных видов одаренности.
3. Обеспечить повышение квалификации педагогических кадров, как основного фактора в развитии одаренности ребенка (поскольку проблема одаренных детей – это проблема готовности взрослых).
4. Создание целенаправленной системы выявления и поддержки образовательных достижений детей.
Система работы информационно-методической службы Московского района Санкт-Петербурга по созданию системы выявления и сопровождения одаренных детей условно включает в себя 10 направлений, или 10 граней таланта.
Разработка и реализация актуальные программы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), направленных на совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников по работе с талантливыми детьми:
- «Основы тьюторского сопровождения талантливых и одаренных детей» 36 часов >>>
- «Обеспечение пространства развития творческого потенциала и способности учиться у обучающегося в условиях введения ФГОС (прикладной аспект)» 72 часа >>>
Для участия в персонифицированной модели повышения квалификации педагогических кадров Санкт-Петербурга разработана программ на 72 часа «Тьюторская позиция педагога как компонент нового педагогического профессионализма» >>>
Ежегодно в систему работы ИМЦ включаются мероприятия, семинары и конференции, посвященные работе с талантливыми детьми, в том числе с талантливыми детьми с ОВЗ.
Так, например, на августовской конференции 2017 года «Поддержка и развития таланта в системе образования московского района» были подведены итоги работы в этом направлении и обозначены приоритеты на новый учебный год >>>
Когда в учителе сочетается талантливый профессионал и яркая личность, можно быть уверенным, что такой педагог сможет увидеть ростки способностей своих воспитанников и даст возможность превратить эти ростки в сильные и плодоносящие растения. Сумейте познать себя и открыть собственные способности, чтобы быть другом и помощником для юных талантов (http://www.ug.ru/archive/46399 )
Свои педагогические таланты педагогические кадры Московского района активно демонстрируют в конкурсных мероприятиях. Презентации опыта, открытые уроки, круглые столы, дискуссионные площадки являются настоящим праздником для системы образования Московского района, который доказывает, что талантливых детей могут растить только талантливые педагоги! >>>
В 2016-2017 учебном году был успешно осуществлен проект по организации сетевых занятий для обучающихся района, проявляющих повышенный уровень предметной успешности. Занятия обеспечивали учителя лицея №366 и при методической поддержке ИМЦ (дистанционное образование через систему «Пеликан» ИМЦ. >>>
Работа с талантливыми детьми начинается уже с дошкольного детства.
Информационно-методическая служба Московского района по дошкольному образованию создает условия для раскрытия детских талантов по следующим направлениям:
- диссеминация позитивного опыта педагогов поддержки детской инициативы и самостоятельности;
- повышение профессиональных компетенций в организации дифференцированного и индивидуального обучения детей;
- создание условий для обмена идеями организации образовательного пространства;
- поддержка педагогического творчества.
В дошкольных учреждениях Московского района существует успешная практика организации образовательного процесса, учитывающего образовательные запросы и интересы детей, в рамках вариативных образовательных маршрутов >>>
В партнерстве с родителями воспитанников (посредством использования индивидуальной электронной карты развития ребенка), детский сад выявляет особенности ребенка, его сильные и слабые стороны. Взрослые определяют стиль общения, методы взаимодействия, все то, что ребенку необходимо на данном этапе развития. >>>
Педагоги особое внимание уделяют созданию игрового пространства для деятельного ребенка. Интересными идеями и успешным опытом организации игровой среды они делятся на площадке on-line фестиваля профессионального творчества «Новый взгляд» >>>
ИМЦ Московского района проводит организационное и методическое сопровождение Олимпиадного движения. Это школьный и районный этапы Всероссийской олимпиады школьников, региональные олимпиады, олимпиады и конкурсы для начальной школы и детей с ОВЗ >>>
В сотрудничестве с ДДЮТ Московского района ИМЦ организует великолепные праздники для детей «Петербургский Олимп» и «Солнечный путь», на котором чествуются не только талантливые дети, но и их наставники >>> , >>>
ИМЦ Московского района на протяжении 3 лет являлся региональной экспериментальной площадкой по теме «Сетевое взаимодействие в профильном обучении» >>>
В рамках эксперимента ИМЦ занимался развитием интеграционных процессов, обеспечивающих формирование единого образовательного пространства, условий, обеспечивающих проявление и развитие способностей детей, профессиональную ориентацию, социализацию детей различных категорий.
Задачами информационно-методической деятельности стали:
1. формирование условий для сетевого взаимодействия образовательных организаций;
2. внедрение концепции организации профильного обучения;
3. создание системы профориентационной работы;
4. формирование системы социального и сетевого партнерства;
5. развитие способностей разных категорий детей.
Основные формы поддержки:
1. Создание сети площадок в рамках региональной инновационной площадки по реализации сетевой модели профильного обучения, разработка концепции и организационно-методическое сопровождение деятельности РИП.
2. Проведение координационных, информационно-методических и обучающих событий.
3. Научно-методическая поддержка образовательных организаций, занимающихся профориентационной деятельностью.
4. Разработка СИОП как предмета сетевого взаимодействия.
5. Разработка единой информационно-образовательной и информационно-методической среды профильного обучения, профориентационной работы, поддержки одаренных детей.
6. Разработка инновационных продуктов. >>>
7. Проведение мониторинга.
8. Организация и проведение образовательных событий совместно с партнерами.
Развитие инновационной, поисковой деятельности образовательных организаций общего и дополнительного образования, создание условий для обобщения и распространения опыта образовательных организаций через:
- создание сети опорных площадок (центров) Московского района по работе с талантливыми обучающимися (победители, призеры олимпиадного движения районного уровня и выше) на базе ведущих образовательных организаций района;
- организацию комплексного научно-методического сопровождения;
- организационно-методическую поддержку и сопровождение работы ОУ по формированию образовательной практико-ориентированной среды для одаренных школьников;
- формирование матрицы сетевых образовательных событий для данной целевой аудитории, в том числе смешанное обучение в дистанционном формате с использованием ПАК «Пеликан».
Конкурсное движение для талантливых детей с ОВЗ «Я познаю мир» в котором дети представляют свои проектные работы по теме года Конкурса. Дистанционный конкурс позволяет детям с ОВЗ погрузиться в ситуацию творчества и успеха >>>