- Главная »
- Стратегии и инновации »
- Инновации »
- ИМЦ - региональная инновационная площадка »
- Экспериментальная площадка по теме: «Становление институциональных механизмов управления качеством образования в системе образования Московского района Санкт-Петербурга»
Общественно-профессиональная экспертиза
С 1 июля 2014 года ИМЦ Московского района Санкт-Петербурга является районной экспериментальной площадкой по теме: «Становление институциональных механизмов управления качеством образования в системе образования Московского района Санкт-Петербурга». Опытно-экспериментальная деятельность ИМЦ Московского района СПб реализуется в рамках решения задач, обозначенных в Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 гг. «Петербургская школа 2020» в направлении «Качество образования».
"Нам никогда не трансформировать господствующую систему управления, не изменив господствующую систему образования. Они составляют единую систему". (д-р Эдвардс Деминг)
Актуальность темы ОЭР связана с необходимостью выстраивания в системе образования Московского района эффективных механизмов общественного участия в управлении качеством образования, ориентированных на запрос целевых групп образования: обучающихся, их родителей, социальных и сетевых партнеров, бизнеса, органов управления и т.д. ОЭР направлена на развитие вариативных моделей государственно-общественного управления в районной системе образования и повышение эффективности управления изменениями на основе использования кластерной политики и институционального подхода к управлению качеством образования.
Обоснованность ОЭР: Становление институциональных механизмов управления качеством образования призвано решить вопросы операционализации развития систем, так как ключевыми игроками в создаваемом варианте управления должны стать профессиональные сообщества, общественные управляющие, общественные наблюдатели и иные целевые группы.
Перечисленные новации отражают ключевую проблему развития системы образования районного уровня, связанную с необходимостью создания эффективной модели управления качеством образования, основанной на развитии общественного потенциала влияния на качество образования и механизмы формирования общественного заказа к результатам образования,
- элементы которой будут связаны особыми сетевыми и партнерскими способами взаимодействия,
- результаты образования, оформленные в рамках конвенциальных соглашений, будут ориентированы на социально-значимые и профессионально-ориентированные критерии качества выпускников образовательных организаций,
- ресурсом которой будет являться потенциал системно-деятельностного подхода в профессиональной педагогической деятельности, ориентированной на потребителя образовательных услуг;
- механизмом развития которой станет профессиональный и общественный потенциал институциональных изменений,
- основанием для моделирования которой будут ключевые характеристики регионального рынка труда и рынка образовательных услуг.
Новизна подхода к созданию эффективной модели управления качеством образования в районной системе связана с новым содержанием и структурой самого понятия «качество образования», смысл которого связывается с:
- социально-значимыми образовательными результатами выпускников, среди которых навыки, умения и способности человека реализовать свой потенциал на рынке образовательных услуг и рынке труда;
- новыми формами взаимодействия педагогов в системе профессионального развития и повышения квалификации;
- открытостью системы образования, ориентированной на социальный заказ и саморегулирование;
- необходимостью становления общественного потенциала развития системы образования Московского района и вариативных моделей государственно- общественного управления,
- а также со способностью системы производить «продукт», значимый с точки зрения развития современного рынка труда, то есть выпускника, обладающего такими качествами образования, которые обеспечат ему успех.
Задачи ОЭР:
1. Создание механизмов включения профессиональных сообществ, сообществ родителей обучающихся в процессы развития и модернизации образовательных систем.
2. Формирование модели взаимодействия, управления и координации деятельности педагогов и родительской общественности на основе организационной модели территориальных и тематических кластеров.
3. Институциональное обеспечение управления взаимодействием педагогов и родителей.
4. Развитие инновационной инфраструктуры Московского района на основе сетевых инновационных проектов и программ, заказчиками которых являются родительская общественность.
Основная идея эксперимента
Ведущей идеей проекта ОЭР является институциональное решение проблемы управления качеством образования в Московском районе как управление программой развития территориальных и тематических кластеров, смыслом деятельности которых является реализация группового сетевого или иного инновационного проекта или Программы по запросу потребителя, то есть участвующей в управлении качеством образования общественности. Инновационный проект реализуется в рамках сетевого взаимодействия и является инвестиционным проектом, обеспечивающим включенность педагогов и родителей в систему конвенциальных соглашений, задающих ориентиры качества образования.
Таким образом, ведущей идеей проекта ОЭР является институциональное решение проблемы управления качеством образования в Московском районе как управление взаимодействием, управление инновационными социально-значимыми проектами и программами на основе использования инструмента кластерной политики.
Гипотеза исследования. В результате опытно-экспериментальной работы будет создана организационно-содержательная модель управления качеством образования на основе характеристик регионального рынка труда и рынка профессиональных образовательных программ в Вузах и колледжах, востребованных выпускниками образовательных организаций района. Кластерно-институциональный характер модели позволит обеспечить инновационное развитие системы образования за счет усиления общественного потенциала реализуемых программ и проектов, за счет программ развития кластеров как основных институциональных механизмов управления качеством образования.
Цель (и) эксперимента: создать и апробировать на практике институциональные механизмы управления качеством образования, основанные на:
-кластерно-институциональном принципе управления коммуникациями в профессиональных сообществах и целевых группах партнеров;
-особой роли общественных управляющих в образовательных организациях, решающих проблемы эффективных коммуникаций и операционализации запроса родителей на качество образования;
- общественном потенциале решения проблемы качества подготовки выпускников на основе социального заказа и деятельности общественных управляющих организаций;
-неформальных формах профессионального развития педагогов, реализующих проекты и программы под заказ потребителей (с учетом характеристик рынка профессиональных программ и рынка труда).
ОЭР